Школа программиста

Забыли пароль?
[задачи] [курсы] [олимпиады] [регистрация]
Логин:   Пароль:    
Скрыть меню
О школе
Правила
Олимпиады
Фотоальбом
Гостевая
Форум
Архив олимпиад
Архив задач
Состояние системы
Рейтинг
Курсы
Новичкам
Работа в системе
Курсы ККДП
Дистрибутивы
Статьи
Ссылки


 

Обычно мы имеем дело с десятичной системой счисления, в которой используется ровно 10 цифр: 0..9, и мы все к этому сильно привыкли. Но для обозначения чисел возможно использование других систем, отличных от десятичной. Особенностью таких систем является, отличное от 10 количество используемых цифр. Например, в двоичной системе используется только две цифры - 0 и 1; и любое число может быть представлено в такой системе. Если система имеет порядок, больший чем 10, то в качестве следующих цифр используются латинские буквы; например, в шестнадцатеричной системе присутствуют следующие цифры: 0..9,A,B,C,D,E и F.

Для того, чтобы представить какое либо число в десятичной системе счисления, следует вычислить сумму всех цифр данного числа, умноженных на порядок системы счисления, возведенной в степень, равную номеру разряда данной цифры. Следующие примеры демонстрируют суть данного метода:

Перевод из произвольной системы счисления в десятичную

Для перевода из десятичной системы счисления в систему с основанием k необходимо производить деление исходного числа на k, запоминая остатки от деления и продолжая данную операцию с целочисленным значением деления до тех пор, пока результатом деления не будет ноль. Искомым представлением числа будет запись, составленная из полученных остатков от деления, записанных в обратном порядке. Ниже представлены примеры перевода:

Перевод из десятичной системы счисления в заданную

При решении олимпиадных задач обычно рассматривают системы счисления с основаниями от 2 до 36. Это связано с тем, что в латинском алфавите 26 букв (10 цифр + 26 букв = 36 символов). Для хранения цифр числа можно использовать как целочисленный массив, так и строку. Для хранения десятичного числа и основания системы счисления будем использовать целочисленные переменные x и k соответственно, а для хранения числа в системе счисления с основанием k используем строковую переменную s:

Пусть s - число, записанное в k-ой системе счисления (k ≤ 10) в переменной типа string. Мы желаем осуществить перевод в десятичную систему счисления, а результат сохранить в переменной x типа int. Тогда реализация данного алгоритма на языке C++ может быть представлена следующим образом:

Алгоритм перевода из десятичной системы числа x в систему с основанием k (k ≤ 10) и записи его в s может быть представлен так:

В описанных выше фрагментах кода присутствует число 48, так как ASCII-коды символов, обозначающих цифры, превышают на 48 значения самих цифр (int('0')=48, int('1')=49, ..., int('9')=57). В случае, если необходимо работать с системами счисления с основанием, превышающим 10 (k > 10), то для преобразования буквенных значений следует добавлять или вычитать 55 (int('A')=65, int('B')=66, ..., int('Z')=90).

Для того, чтобы перевести из k-ой системы счисления в систему с основанием m, можно воспользоваться "принципом чайника" и перевести сначала из k-ой системы в 10-ую, а затем из 10-ой в m-ую. Однако, иногда этой двойной операции можно избежать. Речь идет о случае, когда мы имеем дело с кратными системами счисления. Например, несложно переводить из 2-ой в 4-ую, 8-ую, 16-ную и обратно; аналогично можно сказать о 3-ой и 27-ой системах или о 5-ой и 25-ой. В подобных случаях каждая цифра числа в системе с большим основанием представляется в виде нескольких цифр системы с меньшим основанием. Так, в 4-ой системе каждая цифра представляется 2-мя цифрами 2-ой системы, в 8-ой - 3мя цифрами 2-ой, а в 16-ой каждая цифра есть ничто иное как 4 цифры 2-ой системы. Например, для перевода двоичного числа 101100101010011011 в 16-ую систему достаточно разбить число на 4ки: 0010 1100 1010 1001 1011 и записать каждую из них в 16-ом формате: 2CA9B, т.к. 0010 = 2, 1100 = B, 1010 = A, 1001 = 9 и 1011 = B. Несложно догадаться, что обратное преобразование из 16-ой в 2-ую систему происходит аналогичным образом.

 Язык программирования C++
 Решение олимпиадных задач
 Региональные олимпиады
 Книги Фёдора Меньшикова
 ЕГЭ по информатике
 Тренировочные олимпиады
 Введение
 Условный оператор
 Операторы цикла
 Строковые типы данных
 Массивы
 Функции
 Сортировка
 Двумерные массивы
 Рекурсия
 Символьный тип (char)
 Строковый тип (string)
 Системы счисления
 A. Единицы
 B. Несложное вычисление
 C. Unix
 D. Бит-реверс
 E. Наименьшая система счисления
 F. Число - палиндром
 G. Забавная игра
 H. Делимость на 7
 I. Система счисления
 J. ЕГЭ
 K. Взвешивания
 L. Система счисления Фибоначчи

Красноярский краевой Дворец пионеров, (c)2006 - 2024, ИНН 246305493507, E-mail: admin@acmp.ru



https://gdz-spishi.ru/